ВОКРУГ СВЕТА НЕ ЗА 80 ДНЕЙ — КАК СОВЕРШИТЬ КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ СЕГОДНЯ

Кругосветка.




Кто в детстве не мечтал о кругосветном путешествии, представляя себя стоящим на палубе корабля под наполненными ветром парусами? Ещё недавно романтики совершали его в воображении, а осуществить в реальности могли единицы. Но с развитием технического прогресса и открытием границ кругосветка становилась всё доступнее.

Идея кругосветного путешествия стала невероятно популярной после выхода в 1872 году романа Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней». Его главный герой Филеас Фогг заключает пари, что совершит путешествие в означенный срок. Вместе со своим слугой Жаном Паспарту он попадает в самые неожиданные ситуации и в итоге выигрывает пари, используя самые разные виды транспорта — от пароходов и поездов до слона и саней.



Сегодня уже пройдены самые разные кругосветные маршруты с использованием всевозможных транспортных средств — от велосипеда до самолёта на электрической тяге. Неоднократно земной шар обходили и пешком. Источник: Orbtal Media / Esq0ovRY-Zs Unsplash

Выдуманное писателем путешествие в реальной жизни впервые осуществила американская журналистка — Нелли Блай в 1889 году отправилась по тому же маршруту, что и Филеас Фогг. И ей даже удалось завершить кругосветку на восемь суток быстрее.
Первые путешественники вокруг света

Имена первопроходцев увековечены в истории. Испанская армада под командованием португальского мореплавателя Фернана Магеллана отправилась в поход за пряностями в 1519 году. Первоначально Магеллан не ставил перед собой задачу совершить кругосветное плавание, но именно этим и завершилось три года спустя то путешествие. Одна только каракка «Виктория» из пяти его кораблей, отчаливших от берегов Испании, полностью обогнула земной шар. На её борту к концу плавания оставалось всего лишь 18 человек, которых едва хватало, чтобы управляться с парусами. Пройденная парусником дистанция в два с лишним раза превышала длину экватора (86 000 км). Сам Магеллан не дожил до этого дня, а путешествие завершилось под командованием его соратника Хуана Себастьяна де Элькано.

После той эпохальной экспедиции на протяжении последующих трёх с половиной столетий кругосветные путешествия осуществлялись исключительно по морям и океанам. И только в конце XIX века (1884–1886 гг.) земной шар впервые обогнул не мореплаватель. Им стал англичанин Томас Стивенс, который проехал сухопутную дистанцию на велосипеде под названием «пенни-фартинг». Этот неуклюжий прародитель современного велосипеда оснащался большим передним колесом и маленьким задним. Несмотря на сложность управления, Томас успешно преодолел на нём всю дистанцию. Через четверть века достижение Стивенса повторил русский путешественник Онисим Панкратов уже на более привычном велосипеде, также затратив на это два года.



Для того, чтобы обойти Землю пешком потребуется как минимум несколько лет и несколько десятков пар обуви. Источник: Aravind Kumar / uBoEykOGZY8 Unsplash

Пешее кругосветное путешествие впервые осуществил американец Мэтью Джордж Шиллинг. Он начал его в конце XIX века (1897 год), а закончил уже в XX веке (1904 год). Подробностей этого похода не сохранилось, но именно Шиллинга внесли в Книгу рекордов Гиннеса как первого пешехода-кругосветчика.

Начавшееся двадцатое столетие было ознаменовано освоением воздушного пространства. От первого самолета братьев Райт до кругосветного перелёта, конечно, было ещё далеко. Впервые в истории кругосветку по воздуху совершил немецкий дирижабль «Граф Цеппелин» в 1929 году — весь полёт с тремя промежуточными посадками занял 20 суток. Спустя два года американский летчик Уайли Гардеман Пост вместе со штурманом Гарольдом Гатти облетел земной шар на самолете за 8 дней 15 часов и 51 минуту.
Что считается кругосветкой

Вопрос, какое путешествие считать кругосветным, до сих пор вызывает разные мнения. В любом случае маршрут должен завершаться в исходной точке, но помимо того, что нужно пересечь все меридианы и обогнуть земную ось, возникает ещё ряд условий. Ведь пересечь все меридианы можно и по кратчайшему пути. Поэтому добавляется необходимость преодоления определённого расстояния, сравнимого с длиной экватора. В некоторых случаях добавляются и ещё ряд требований вроде того, что нужно дважды пересечь экватор, посетить оба полушария или побывать на всех континентах.

Для внесения результата в Книгу рекордов Гиннесса необходимо: начать и закончить путешествие в одной точке, двигаться в одном направлении, маршрут должен пересекать две противоположные точки на разных сторонах Земли, дистанция должна превышать длину экватора (40 075 км). Международная авиационная федерация (FAI) определяет кругосветку на самолёте так: лететь нужно в одном направлении, пересечь все меридианы, длина маршрута должна превышать 36 787 км. Для сухопутных путешествий всего нужно преодолеть не менее 40 000 км и посетить шесть континентов, преодолев по каждому не менее 1000 км.
Сколько времени требуется на кругосветное путешествие

Самое первое в мире кругосветное путешествие растянулось на 1083 дня. Как мы помним, выдуманный Жюлем Верном Филеас Фогг обязался завершить кругосветку за 80 дней и ему это удаётся ровно в указанный срок. Но в те времена ещё не было летательных аппаратов тяжелее воздуха, способных передвигаться с высокими скоростями. Когда в начале прошлого века появились самолёты, они ещё не могли совершать дальние беспосадочные перелёты. Прошло немало времени, прежде чем стало возможным облететь Землю, не совершая посадок для дозаправки топливом.

В наше время кругосветное путешествие по воздуху можно совершить на пассажирском авиалайнере. Рекордное время показал сверхзвуковой «Конкорд» авиакомпании Air France, обогнувший Землю всего за 31 час 27 минут 49 секунд. Это пока самое быстрое воздушное кругосветное путешествие на пассажирском самолёте. Оно состоялось в августе 1995 года.

Сейчас стать «кругосветчиком» достаточно просто. Обогнуть Землю можно даже во вполне комфортабельных условиях. Это зависит от вашего выбора и возможностей. И время, затраченное на путешествие, также зависит от вашего желания. Британец Майкл Пэлин, повторивший маршрут Филеаса Фогга спустя 115 лет после выхода книги, не прибегал к современным средствам перемещения в пространстве. Он особо отметил, что главная привлекательность кругосветки за 80 дней в том, что это минимальный срок, в течение которого можно посмотреть мир, ощутить его запахи и одновременно прикоснуться к нему.

Воздушное путешествие как будто упаковывает земной шар в пластиковую оболочку, делая его маленьким и лишённым запахов. На судне, перевозящем контейнеры по всему миру, можно обогнуть земной шар за 63 дня, но в течение почти всего этого времени вы будете видеть только водную поверхность. Чего стоит такое путешествие без вкуса и запаха, кроме галочки?

Если вы хотите сделать кругосветку не ради отметки о пройденном, а чтобы увидеть разные страны и почувствовать их колорит, то предпочтение нужно отдать более длительному и вдумчивому путешествию. Оно предполагает использование разных видов транспорта и посещение большего количества стран и городов. Его сложнее спланировать, но впечатлений при этом останется гораздо больше. Такой вариант кругосветки больше похож на путешествие Филеаса Фогга, но при этом нет необходимости ограничивать себя временными рамками.

САМЫЕ КРАСИВЫЕ СТРАНЫ МИРА



Самые красивые страны мира — топ-10
Рекорды и самые необычные кругосветки

К настоящему времени состоялось уже много самых разных кругосветок — по суше, по воздуху и по воде. Маршруты и средства передвижения в них тоже были весьма разнообразны. Самые уникальные внесены в Книгу рекордов Гиннеса.

Впервые в одиночку под парусом вокруг света прошёл канадец Джошуа Слокам на шлюпке «Спрей». Его плавание длилось три года и завершилось в 1898 году.

Единственная кругосветка на автомобиле-амфибии была осуществлена австралийцем Беном Карлином. С 9 июля 1950 года по 8 мая 1959 года он преодолел 62 765 км по суше и 15 450 км по воде.

Первым на воздушном шаре в одиночку и без посадок облетел земной шар американский путешественник и миллиардер Стив Фоссет (в 2002 году). Ему это удалось лишь с шестой попытки. Также Фоссету принадлежит пальма первенства в беспосадочной кругосветке на самолёте Virgin Atlantic. Его одиночный полёт продолжался 67 часов 2 минуты и 38 секунд, а пройденное расстояние составило 36 898 км.



Беспосадочный кругосветный полёт на воздушном шаре удался далеко не с первого раза. Источник: Thunder S / nNM9dALmmOQ Unsplash

Кругосветка на самолёте с использованием только солнечной энергии состоялась в 2015–2016 годах. Весь маршрут был разбит на 12 участков. Самолёт Solar Impulse 2, оснащённый солнечными батареями, приводился в движение электродвигателями и мог находится в воздухе до 120 часов.

Трансглобальная экспедиция или перпендикулярная кругосветка была осуществлена Ранульфом Файнсом и Чарльзом Бёртоном в 1979–1982 годах. Британцы тогда впервые совершили кругосветное путешествие «вертикально» вдоль меридиана через оба полюса. Для этого они использовали внедорожники, катер, снегоходы и другие транспортные средства.


Вокруг света на пассажирском авиалайнере

Это наиболее доступный и скоростной вариант кругосветки. Сейчас такое путешествие может совершить любой желающий, воспользовавшись регулярными рейсами мировых авиакомпаний. Для этого нужно только организовать логистику и приобрести «кругосветный билет» — авиабилет, который позволяет путешественникам летать по всему миру за сравнительно невысокую стоимость. С его помощью, например, «кругосветчик» Майкл Бартлетт установил своеобразный рекорд, обогнув Землю за 59 часов 58 минут, воспользовавшись рейсовыми самолетами одной авиакомпании.

С экономической точки зрения наиболее интересного варианта можно добиться, обратившись к одному из трёх крупнейших авиационных альянсов в мире. Самый большой из них, Star Alliance, объединяет 28 авиакомпаний, в том числе Lufthansa, Swiss Air, Air China, Air Canada и United. Второй альянс, Skyteam, поменьше — в него входит 12 перевозчиков: Air France/KLM, Alitalia, Delta, Korean Air и другие. На одну авиакомпанию меньше у One World, в котором участвуют такие авиакомпании, как British Airways, Malev, Cathay Pacific, Qantas и ещё семь.



Крупнейшее в мире объединение авиакомпаний предлагает специальные льготные тарифы для кругосветчиков, но для этого надо выполнить целый ряд условий. Источник: Chris Leipelt / PigwR_ehElM Unsplash

Все эти три объединения предлагают специальные кругосветные тарифы. У Star Alliance это Round The World Fare, у Skyteam — Round The World Pass, а у One World — Round The World Itinerary. Стоимость кругосветки в июле 2023 года (например, у Sky Team по маршруту Париж — Нью-Йорк-Майами — Атланта-Сан-Паулу — Мехико —Лос-Анджелес — Гонолулу — Токио — Бангкок — Париж) — 3549 евро в экономическом классе, 7562 евро в бизнес-классе и 14 127 евро в первом.

У Star Alliance для оформления «кругосветного билета» условия достаточно простые: маршрут начинается и заканчивается в одной точке, движение должно быть в одном направлении (на восток или на запад), общая протяжённость маршрута не превышает 39 000 миль. Перелёты могут осуществляться любой из авиакомпаний, входящих в альянс. Допускается по одному перелёту через Тихий и Атлантический океаны. Всё путешествие может продолжаться от 10 дней до одного года с количеством остановок от двух до 15. Остановкой считается промежуток более 24 часов между полётами. Это означает, что вы можете задерживаться на любой точке маршрута на достаточно продолжительное время.
Вокруг света на круизном лайнере

В отличие от воздушного путешествия морской вариант предполагает более размеренное и продолжительное путешествие. На круизном лайнере обогнуть Землю можно за 3–4 месяца, побывав при этом на разных континентах. Все кругосветные круизы начинаются из крупных портов в разных частях земного шара — это может быть как северное, так и южное полушарие. Круизные корабли отправляются от берегов Европы и Америки — Нью-Йорк или Сан-Франциско, Генуя или Марсель, например. А, например, экспедиционное судно Silver Cloud Expeditions стартует из самого южного города мира — из аргентинского порта Ушуайя, и начало круиза проходит на фоне пейзажей Огненной Земли и берегов Антарктики.

Как правило, круизы-кругосветки проходят на 5- или 6-звёздных лайнерах, где за минимальную сумму в 20 000 евро вы сможете претендовать на 16-метровую каюту без окна. Как вариант, каюта может быть с окном наружу или на «внутреннюю территорию» лайнера, с балконом и даже многоэтажной. За двухэтажные апартаменты с несколькими спальнями, джакузи и огромным балконом придётся выложить около полумиллиона евро.



Круизные лайнеры отправляются в кругосветное плавание из портов Европы и Америки. Источник: Matt Wilson / e92YtXK1NOU Unsplash

Одна из компаний премиум-класса, организующих кругосветные плавания, — Oceania Cruises. Начало её кругосветного круиза 2023 года состоялось 15 января в Сан-Франциско. По плану оно рассчитано на 180 дней. Все места на её лайнере MS Insignia были распроданы в один день ещё за два года до начала плавания — 27 января 2021 года. Это надо учитывать при планировании подобной кругосветки.

По маршруту путешествия круизный лайнер посещает четыре континента и 33 страны. Судно сначала следует из Северной Америки в Южную, затем в Африку и Азию, поднимается в высокие широты до Аляски. В программе круиза стоянки в 20 портах длительностью по несколько дней. Нужно отметить, что маршруты этой круизной компании являются одними из самых продолжительных на круизном рынке. В среднем кругосветка большинства круизных компаний длится около 120 дней, а стоимость круиза в зависимости от класса каюты составляет от 37 000 до 131 000 евро.

Кругосветный круиз может разбиваться на сегменты и все путешествие осуществлять поэтапно. Так получится заметно дольше, но значительно информативнее.
Визы для кругосветного путешествия

В текущих условиях для россиян важным условием становится простота получения виз. Можно даже выстраивать маршрут по безвизовым странам. В 2023 году граждане России могут без визы посетить 78 стран. Из них пять даже без загранпаспорта. В Европе же для безвизового въезда открыты лишь пять стран, без шенгена там не обойтись.

На североамериканском континенте без предварительного согласования можно посетить только Мексику, зато в Южной Америке всё обстоит гораздо лучше. Там можно путешествовать без проблем — на каждую страну дают по 90 дней, а на границе требуют лишь загранпаспорт. Многие страны Азии для россиян — безвизовые. В Африке получение визы не потребуется в Марокко, Тунисе, Намибии и ЮАР.

Без предварительного оформления виз наши соотечественники смогут обогнуть Землю, например, по такому маршруту: Москва — Белград — Стамбул — Каир — Бангкок — Фиджи — Бразилия — Гавана — Москва (для посещения Сербии, Турции, Египта, Таиланда, Фиджи, Бразилии и Кубы россиянам не нужно виз).

Формат кругосветного круиза потребует от россиян оформления, пожалуй, наибольшего количество виз — от 10 до 17, и подавать документы на них надо примерно дней за 100. Подобные круизы не отправляются с территории России. Значительная часть мирового кругосветного круизного бизнеса сконцентрирована в США и Великобритании. Так что российскому путешественнику понадобится получение британской или американской визы и авиаперелет до Нью-Йорка или до Лондона и обратно.

ПОЕЗДКИ И БИЛЕТЫ, СТРАНЫ И ВИЗЫ



Вопросы и ответы по текущим ограничениям: поездки и билеты, страны и визы
Как спланировать кругосветное путешествие

Самое сложное в кругосветке — всё состыковать: перелёты, отели и переезды внутри стран. Начать нужно с перелётов, причём с наиболее дальних. Сначала приобретаются билеты на самые длинные дистанции — перелёты через Тихий и Атлантический океаны. Здесь альтернатив самолёту попросту нет — приходится брать те билеты, которые есть в наличии.

Чтобы сэкономить на трансатлантическом перелёте, сначала стоит перебраться в те европейские страны, где расположены хабы лоукостеров. Благодаря им можно дёшево долететь до Северной Америки. Например, перелёт из норвежского Бергена в американский Провиденс авиакомпанией Norwegian стоил 116 евро (обычно такие билеты стоят в два раза дороже, что тоже неплохо).

Бывают и другие интересные варианты, например из Мюнхена (Германия) в Сан-Паулу (Бразилия), из Марселя (Франция) в Буэнос-Айрес (Аргентина), из Парижа (Франция) в Нью-Йорк (США). Всё зависит от конкретных дат, авиакомпании и… везения. Покупать билеты в идеале нужно за несколько месяцев до поездки, а порой и за полгода. Цены на авиабилеты могут меняться каждую неделю. Важно подходить гибко к выбору направления, ведь стоимость билета в желаемый аэропорт может в разы превосходить альтернативное направление.



Подготовка к путешествию потребует подробного предварительного планирования. Источник: Kelsey Knight / SFRw5GChoLA Unsplash

После длинных перелётов покупаем недорогие билеты внутри стран. У лоукостеров часто бывают скидки. Например, Ryanair иногда продаёт билеты и за 1 евро. Если дешёвых билетов на самолёт нет, то можно поискать автобусные или железнодорожные. Междугородные автобусы — весьма удобный наземный вид транспорта. Во многих случаях даже за небольшую стоимость они обеспечат комфортный переезд из города в город, Wi-Fi и розетки для зарядки смартфона. В некоторых автобусах даже кормят и дают воду, например в Таиланде.

Длительное путешествие осложняется тем, что трудно запланировать отели на полгода вперёд: планы могут меняться гораздо быстрее. Удобнее бронировать жильё за несколько недель до приезда, пользуясь различными сайтами. При желании достаточно легко можно находить хостелы за 5–⁠10 евро за ночь.

Есть ещё один способ сэкономить на проживании. Это каучсёрфинг — сервис, через который можно бесплатно останавливаться у местных жителей по их приглашению. Всё, что вам потребуется, — это установить приложение на смартфоне и иметь базовые знания иностранного языка. В большинстве случаев достаточно английского, но в Южной Америке придётся освоить еще и испанский. Свои нюансы в каучсёрфинге тоже есть: иногда попадаются хозяева совершенно иного склада характера, чем вы, часто не остановишься дольше, чем на 3–4 дня.

Советы туристам

В большинстве случаев, даже если выбрано круизное плавание, кругосветное путешествие начинается с авиаперелёта, поэтому важно определить первое место назначения.


Планирование перелётов лучше начинать с протяжённых участков. Большинство лоукостеров в Америку, как северную, так и южную, вылетает из аэропортов Европы.


Если вы планируете пользоваться лоукостерами, то придётся оптимизировать ваш багаж и брать с собой минимум одежды и личных вещей — стараться уложиться в нормы провоза багажа и ручной клади.


Совсем не обязательно стремиться посетить в кругосветке все континенты — это и дорого, и не всегда реализуемо. Предварительно составьте список стран, которые собираетесь посетить, а затем оцените сложность получения виз в них. Например, весьма сложно получить визу в Австралию, поэтому её посещение, возможно, придётся отложить.


Основная сложность для российского «кругосветчика» состоит в получении виз, поэтому можно рассматривать варианты путешествия по безвизовым странам.


Для общения в большинстве стран бывает достаточно знания английского языка, но на южноамериканском континенте в ходу в основном испанский. Здесь вас сможет выручить Гугл-переводчик.


В кругосветке точно не нужно торопиться. В спешке не успеваешь ни посмотреть город, ни выспаться, зато испытываешь постоянный стресс и усталость. Рекомендую закладывать на каждый новый город не менее двух полных дней, не считая дня выезда и приезда.


Связь по маршруту — выгоднее всего приобретать на месте сим-карты локальных операторов связи и, конечно, пользоваться бесплатным Wi-Fi в публичных местах.

Комментарии