Российский путешественник Петр Плонин: Карабахские скакуны - самая выносливая порода для конного кругосветного путешествия
В этом году исполняется 30 лет самому уникальному и единственному в мире кругосветному путешествию на лошадях. Осуществил эту конную кругосветку в 90-е годы российский путешественник Петр Плонин. Идея экспедиции родилась с подачи писателя Антона Чехова, который в 1890 году отправился на перекладных лошадях до Сахалина. Конная экспедиция Плонина была масштабнее. Он проехал на лошадях 9 стран. Экспедиция заняла более 4 лет. Маршрут прошел по России, Казахстану, Белоруссии, Польше, Германии, Люксембургу, Франции, Бельгии и США. С путешественником пообщался корреспондент портала «Москва-Баку».
- Петр Федорович, путешественники всегда преследуют какую-либо цель в своих экспедициях. Изучают природу, национальный колорит, ставят какие-то рекорды. Цель вашей кругосветной экспедиции?
- Цель нашей экспедиции «Конная кругосветка», прилечь внимание общественности к проблемам развития коневодства в России, экологические вопросы, возрождение народных промыслов, и укрепления взаимопонимания между людьми разных стран. Ведь когда люди понимают друг друга, то они договариваются и не воюют. Лошадь в нашей экспедиции была как переводчик к душе человеческой, ведь лошадь близка каждой народности на земле. Идея проехать мир на лошадях родилась у нас с подачи писателя Антона Чехова. Он в 1890 году отправился на Сахалин на перекладных лошадях. Мы решили пройти немного больше. Мало кто верил в успех нашего путешествия, но у нас получилось (улыбается).
- В экспедиции «Конная кругосветка» у вас были лошади-тяжеловозы. Живой транспорт, который требует ухода. Как лошади преодолели этот путь?
- У нас была порода лошадей Владимирские тяжеловозы. Двух владимирских тяжеловозов, Почту и Лангусту, нам предоставил Гаврилово-Посадский конный завод. Это порода лошадей выращивалась на территории Советского Союза, а начали выращивать её еще до революции. В 1946 году она была признана официальной породой во всем мире. Это красивые, мощные лошади проходили испытания на грузоподъёмность, а вот испытания на дальние расстояния не было. Это испытание они прошли в нашей экспедиции. Мы успешно прошли с ними более 12 тысяч километров. Наш путь пролегал от Иваново до Сахалина. Это был первый этап экспедиции. Второй был от Иваново в сторону Европы. Мы прошли Беларусь, Польшу, Германию, Люксембург, Францию, Бельгию. Все это прошли на Владимирских тяжеловозах. И лошади показали себя с самой лучшей стороны. А Америку мы уже проходили на бельгийских тяжеловозах. Это тоже прекрасные лошади, но наша любовь – это, конечно, Владимирские тяжеловозы.
Лошади требовали ухода во время экспедиции. Трудность была в чем? Лошадь тысячелетиями живет с человеком, и вокруг нее образуется определенный уклад, в котором за одной лошадью, как правило, ухаживают сразу несколько человек. В нашей экспедиции на первом этапе было две лошади, и два человека. И мы вдвоем взяли на свои плечи обязанности и ветеринара, и конюха, и кузнеца, и извозчика, и так далее. Это была определенная сложность. А у лошадей была психологическая сложность. Они привыкли всю жизнь ходить по малому кругу, то есть ее запрягают утром, а к вечеру она возвращается в стойло, домой. Наши лошади пошли по земному шару, каждый день они шли на Восток, и были случаи, когда они убегали от нас. Во время отдыха не уследишь, и они убегали на запад, в сторону дома. И только на Дальнем Востоке они привыкли, и шли на Восток.
- Путь длинный, суровый, была замена лошадей, или две лошадки прошли весь путь без замен?
- Когда мы брали лошадей на заводе, то нас не предупредили, что одна лошадь беременная. В дороге случились роды, жеребенок был крупный, и лошадь погибла во время родов. Жеребенок, тоже к сожалению, не выжил. В Благовещенске один предприниматель нам подарил коня. Это была смесь Владимирского тяжеловоза, с другой упряжной породой. Звали его Амур. Вторая лошадь дошла до Сахалина. Дорога дальняя, но наши лошади ничем не болели. В морозы мы увеличивали количество овса до 10-15 кг в день. Лошади очень выносливые оказались. За всю зиму мы не заводили их в тепло, и они, как мамонты, обросли шерстью, а весной стали линять, это было нечто (улыбается).
- Ваше путешествие длилось больше 4 лет. Это довольно большой период. Как реагировали люди на ваше путешествие, помогали вам?
- 1992-1993 год мы шли по России. Второй этап начался в 1994 году и закончился в 1998 году. Расстояние, которое мы проехали по России, соизмеримо с расстоянием, которое мы проехали по Европе и Северной Америке. Люди 9 стран пронесли на своих плечах нас вместе с лошадьми и кибиткой. Вот такая была помощь от людей. Я помню, в Уссурийске, по-моему, бабушка вышла к нашим лошадкам, и вынесла мешочек сухариков и банку варенья. Это были 90-е годы, в то время люди плохо жили. И она эти сухарики отдала нам. Она вспомнила свою свадьбу, которую во времена её молодости гуляли на лошадях. Она отдала нам свое последнее, и это был самый дорогой подарок для нас. Было очень трогательно. Нам люди много помогали. Помогали овсом для лошадей, тогда ведь еще были совхозы и колхозы. Помню, в Северном Казахстане у них закончился почти овес, и люди своим лошадям не давали его, а отдали последний овес нашим лошадкам. Мир стоит на добрых людях, и наша экспедиция подтверждение этому. Потому что у нас не было спонсоров экспедиции. Губернатор Иваново и десятки предприятий собрали нам на лошадей и кибитку. И все. Уже по дороге мы выживали, как могли. Нас кормили и поили наши лошади. Когда мы дошли до Владивостока мы искали спонсора, чтобы вернуться домой. Директор одного банка выделила нам средства. А подвигло её нам помочь то, что мы осуществляли её мечту о путешествии по миру на лошадях (улыбается).
- А вы помогали кому-то на пути своей экспедиции?
- В Северном Казахстане, нам встретился путешественник Викас, он шел пешком, и мы ему дали продукты. Второй путешественник, Сергей Лыжин, встретился нам в Мариинске, в Сибири. Он ехал на велосипеде из Магадана в Таллин. Мы ему дали теплые вещи и продукты.
- Маршрут вашей кругосветки проходил по России, Казахстану, Польше, Германии, США и другим странам. Какие территории было преодолевать сложнее, и из-за чего?
- Сложности в России были одни, в Европе, другие. Например, обилие хороших дорог в Германии и Франции, на которых нет места лошадям, было для нас определенной трудностью. А по России сложность была в том, что мы боялись, что у нас украдут лошадей. Ведь были 90-е годы в стране. Мы какие-то участки маршрута прятались и вели почти партизанский образ жизни. И вторая сложность - это климатическая. Первый снег мы увидели в Новосибирске 29 сентября, а последний снег был 1 мая в Хабаровске. Вот столько месяцев мы шли по зиме. 40 градусные морозы, усталость. Первые месяцы мы не спали из-за комаров и слепней, лошади беспокойно себя вели.
Еще климатически тяжело было в Америке. Там некоторые районы - это пустыня. Мы проезжали пустыню Мохаве. Эта пустыня считается символом юга США и захватывает три штата. Здесь находится адски жаркая «Долина Смерти», где главная сложность – это отсутствие воды. Нас выручали дальнобойщики. В Европе сложность была с ночёвками, потому что мест для остановки лошадей не предусмотрено. Мы ночевали на стадионах, на заправках. В Германии полицейские нам помогали, показывали места для ночевки, сопровождали иногда. В Америке очень часто нас сопровождали полицейские. Профессиональные конники нас называли сумасшедшими, потому что никто из них не согласился бы пройти этот путь. Я поехал в эту экспедицию глубоко сомневающимся, а вернулся глубоко верующим человеком.
- Порода лошадей Карабахские скакуны могли бы подойти для такого длительного путешествия?
- Когда мы собирались в экспедицию, мы обратились в институт коневодства в Москве, и они советовали нам взять простых крестьянских лошадок. Они были уверены, что они дойдут. Про Владимирских тяжеловозов не было уверенности, что они дойдут. Карабахские скакуны тоже рассматривались, потому что они 100 процентов дошли бы. В этом никто даже не сомневался. Эта порода привыкла к горам, и в этом отношении у них не было бы никаких проблем с ногами и суставами. Карабахский скакун - очень выносливая порода. Она во всем мире применялась для улучшения местных пород лошадей. В частности, Донская порода у нас на юге выведена с помощью Карабахской. Но наша экспедиция была не только длительная по маршруту, но и тяжелая в плане груза. Наша кибитка, с которой мы ехали, доходила весом до двух тонн. Мы же везли с собой очень многое. Поэтому выбор пал на Владимирских тяжеловозов. Но если бы я отправился в путешествие по Азербайджану, то это были бы Карабахские скакуны. Это еще и очень красивая порода. Нельзя не влюбиться в карабахскую лошадь (улыбается). Так получилось, что в Азербайджане я еще не бывал, но у меня есть много друзей там. В Иваново, у меня был друг геолог из Азербайджана Азим Салахов. Он всегда привозил нам гостинцы из Баку. И еще с тех времен люди с юга, из тех республик, олицетворяются у меня с мужской красотой и особым достоинством. Это потрясающие люди. Наша дружба хранится в сердце, ведь наше поколение не разделить ничем.
- Планируете ли вы еще одну кругосветку или путешествие с особым маршрутом?
- 3 июня 2022 года исполняется 30 лет со дня старта нашей конной кругосветки. Эта экспедиция вошла в историю, и я думаю, что уже вряд ли кто-то повторить её, в том числе и я. Потому что мы, со своей кругосветкой, попали в определённый промежуток времени, когда у людей было доверие друг к другу. Например, в Америке мы были два года с экспедицией, и у нас ни разу не спросили документов. На тот момент это было такое состояние мира. Люди доверяли друг другу, помогали друг другу. У нас с экспедиции остались гостевые книги. Их 7. Более 7 тысяч человек за время нашей экспедиции написали нам в них свои пожелания, свои адреса. Вот такие были времена. Сейчас я совершаю небольшие путешествия на велосипеде. Например, от Иваново до Белого моря. Походов по Карелии у нас много было разных. Сейчас я больше всего хочу выпустить вторую книгу о своей кругосветке. Она уже сверстана, но пока издать не удается. Когда книга выйдет, хочу перевести её на несколько языков, чтобы люди, живущие в тех странах, где мы проехали с нашими лошадками, читали её, и вдохновлялись на покорение своих, задуманных вершин.
Комментарии
Отправить комментарий